Последний звонок!!!

Сегодня светит яркое солнце. Громкий птичий щебет  и буйное цветение за окнами говорит нам об окончании учебного года. Для кого-то последний звонок означает наступившие каникулы, а для выпускников он звенит прощально в последний раз, провожая во взрослую жизнь. 

Последний звонок прозвучит для тебя,

Сегодня, как в твой день рождения —

Поздравят родные, поздравят друзья,

Но нету того настроения.

Расстаться придется с привычками всеми,

За парту ведь больше не сядешь!

Зато как студентом ты станешь, поверь

«Поспать бы за ней» — помечтаешь.

Хочу я тебе пожелать в этот день

Путь выбрать простой и положный

И школьный свой опыт запомнить навек

Как самый ухабистый, сложный.

RSS

Совершенствование социальной компетентности подростков

Рубрика: Проекты

Волонтёрское движение, как фактор становления

социальной компетентности подростков.

(Из опыта работы волонтёрского отряда « Твой выбор » МОУ СОШ № 90).

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2010 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ и раннему началу сексуальной жизни в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

« Стратегия модернизации содержания общего образования » определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что « Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ».

О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России и в Удмуртии сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Волонтерский отряд нашей школы существует почти три года. И не случайно он был назван «Твой выбор». Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первые волонтеры отряда, те, кто начал все с нуля, пропустили идею волонтерства через себя и теперь четко знают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Волонтеры-новички вначале не очень хорошо представляли суть деятельности. Год назад стать волонтерами решили еще 14 учащихся.

В анкетах ребята указали причины своего желания вступить в волонтерский отряд. Это желание внести вклад как в волонтерское движение (1 чел. 7 %), так и в улучшение школьной жизни, направить свою энергию на полезные дела для школы (4 чел. 28 %), делать что-то интересное (2 чел. 14 %), проявить себя, развить в себе какие-то качества (4 чел. 28 %), помогать людям безвозмездно (5 чел. 35 %), сделать этот мир лучше (3 чел. 21 %). Только 14 % учащихся выразили отчасти потребительское желание делать что-то интересное. Остальные же выражают готовность к социальной активности, активности вовне и во благо. Интересно, что как раз вышеназванные 14 %, 2 человека, так и не стали волонтерами.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это формируется в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу «равный-равному» волонтеры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, обучаются сами.

Удивительно, как вместе с компетентностью формируется уверенность и зрелость подростков. Работая в волонтерском отряде, ребята меняются внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. По словам волонтеров, сама жизнь их меняется и обретает смысл. В дальнейшей жизни им проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они умеют оказывать положительное влияние на людей, легко занимают лидерские позиции, проявляя в то же время толерантность и уважение к окружающим.

Именно волонтеры занимают больше половины руководящих должностей школьного самоуправления.

В процессе деятельности волонтеры взаимодействуют с внешним миром во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)), во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретая умения работать в команде, разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу «равный - равному», проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в класссы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету, съемка видеосюжетов, мастер-классы для других волонтеров, встречи по обмену опытом.

Все это способствует формированию социальной компетентности.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com

Фотографии

Здесь представлено несколько случайных фотографий из жизни школы

Лучшее

Здесь представлены лучшие материалы по версии читателей